Nadya (n_basova) wrote,
Nadya
n_basova

Ни слова о невежестве или развитие разума и незыблемая вечность «нового»

Работая тренером по адаптивным технологиям в школе скорочтения и развития памяти (г.Саратов, М.Горького,18), я часто сталкиваюсь с детьми и взрослыми, которые хотят учиться, но по какой-то причине испытывают сильное сопротивление при чтении и получении новой информации на уроках.

Какова же причина?

Все обучающиеся, о которых идет речь, как правило, осознают свою потребность в обучении, имеют выраженный интерес к изучаемому предмету, но на деле буквально терпят сам процесс обучения: кого-то тянет поспать на уроке, у кого-то на момент урока находятся более важные цели познавательной работы, кто-то просто начинает раздражаться… А что касается детей младшего школьного возраста, то тут и вовсе вокруг учебы царит накал страстей, что обусловлено участием мам, пап, бабушек, дедушек, репетиторов и т.д., в результате к сопротивлению ребенка в познавательном процессе добавляется сопротивление, приобретенное им в межличностных отношениях, в то время как еще не устранена истинная, изначальная причина неуспеваемости.

Даже неспециалисту в области психологии понятно, что любая познавательная деятельность содержит в своем основании внимание. Мы знаем из общей психологии, что «психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает». Под вниманием понимают сосредоточенность и углубленность в деятельность, внимание обеспечивает контроль и регуляцию деятельности.

Но, не будем углубляться вслед за этой наиважнейшей психической способностью, раскрывая ее полный смысл и значение. Давайте вернемся к нашему вопросу о сопротивлении в обучении человека, который изначально заинтересован в изучаемом предмете и рассмотрим еще одну значительную основу познавательной деятельности – новизну информации.

Новизна – это важный компонент любой информации. Возникновение непроизвольного внимания связано с физическими, психофизиологическими и психическими причинами, к которым относятся новизна и необычность. Новизна и необычность могут пониматься не только как раздражители, которые ранее отсутствовали, но и как изменение физических свойств действующих раздражителей и перемещение раздражителей в пространстве (возможно и во времени). ромашки

Обычно понятие «новый» мы осознаем через сопоставление с его противоположностью, а именно, новый – это тот, что не старый, тот, которого раньше не было, тот, о котором ранее не было известно.

Можно предположить, что в эпоху стремительного роста информации, представленную как эпоху стремительного роста новизны (всего того, чего еще не было), уменьшается необходимость длительного переживания «нового», а затем, как следствие, ухудшается и сама способность переживания «нового».

О том, как именно это происходит, наверное, можно судить по результатам отдельных исследований психических процессов современных людей. Но и без исследований понятно, что переживание «нового» сокращается во времени, прежде всего, в рамках быта и культуры. Так, например, современные рыночные отношения требуют быстрой замены новых устройств, поэтому все информационные манипуляции направлены на формирование позитивного образа всего «передового» и «будущего» и, как следствие, складывается негативный и ущербный образ всего мнимо отстающего – отстающего от заданного СМИ «передового».

Что же происходит с нашим языком и мышлением, с нашим бытом, с нашими вещами и нашей культурой? Мы с ними, или мы против них? А главное – что же происходит с нашим переживанием «нового»?

Мы обесцениваем «новое», как правило, под давлением своего коллективного чувства. «Святое пространство коммуникаций» – это ядро нашей жизни, наших семей и нас самих, и в этом пространстве долго переживать «новое» сейчас не принято. Получается, что переживание «нового» живет в среде общения людей во временном отрезке, отведенном определенными рыночными акциями. Каким-то парадоксом является востребованная гонка за «новым» во всем. Если нечто представляет собой что-то материально новое, то ценность и статус этого обязательно возрастает. И, наоборот, если что-то представляет собой уже не новое, то ценность и статус этого снижается. Конечно, гонка за «новым» может быть успешной и при оригинальном применении чего-то старинного, т.е. при его новом применении. Но, это отдельная интересная тема. А вот вопрос о длительности переживания «нового» требует особого рассмотрения в связи с темой внимания и обучения.

А как понимать рассматриваемое длительное переживание «нового»? И насколько оно продолжительным должно быть? Думаю, что самым коротким ответом на этот вопрос будет то, что переживание «нового» нужно считать длительным, если оно переживается взрослым человеком в контексте истории и культуры, т.е. и в контексте времени.

Говоря об особенностях познавательной деятельности ребёнка, следует выделить формирование произвольного внимания. Непроизвольное внимание — это наиболее простое и генетически исходное пассивное внимание, поддерживающееся независимо от стоящих перед человеком целей. И для детей, и для взрослых одной из причин возникновения непроизвольного внимания является новизна и необычность. А вот произвольное внимание, которое управляет сознательной целью, формируется у всех людей в детстве при общении со взрослыми. В раннем возрасте функция произвольного внимания разделена между взрослым и ребенком.

Так вот, давайте подумаем теперь о существующем в настоящее время переживании «нового» в контексте истории и культуры. На что словами или жестами указывает современный взрослый своему ребенку? Какую временную область переживания «нового» он ему передает? А школа? Сколько времени она отводит современному ребенку на переживание нового материала?... Ах, да – темпы, темпы, бешеная скорость нашей эпохи, инновации и реформы образования…деньги… Сегодня переживание «нового» имеет ярко выраженный экономический образ. Слова «купи» и «новое» сливаются в единое понятие. «Новое» становится своего рода добычей, которая достается в повседневной экономической битве.

Вернемся же к переживанию «нового», как к основе первого, генетически исходного вида внимания и, как исходному свойству информации.

Новизна – это сфера обучения, развития познавательных способностей личности. Внимание человека рождается в точке под названием «новое», а его познавательная способность, включающая в себя множество психических процессов, формируется вокруг этой точки. Человек переживает «новое», запоминает «новое», вспоминает «новое» и опять переживает это «новое», и как только он поверит в то, что это не новое – в этой точке он прекращает свою мыслительную деятельность.

История и культура – это виды народной памяти. Взрослый, переживая «новое», извлеченное из этой памяти, для ребенка невольно выделяет в истории и культуре вечно существующие точки «новизны». Взрослый выделяет объект из окружающего пространства, показывает его ребенку и называет, а ребенок повторяет слово, но и следит за жестом взрослого. А в жесте взрослого содержится вся та информация об объекте, которую не вместило слово. Ребенок усвоит и слово, и жест.

На мой взгляд, причина многих «хочу, но не могу» в обучении заключается в том, что в настоящее время мы – взрослые, воспитатели и школа принимаем за «новизну» ветки дерева информации, с которого поступают плоды наших знаний, в то время как «новизна» питает само дерево наших новых знаний, располагаясь таинственной энергией в его корнях. В связи с этим выражение «все новое – это хорошо забытое старое» может быть перефразировано, например, так: новизна – это необходимая самая древняя причина и явление познавательной сферы личности.

Многие сегодня пытаются установить потерянный контакт со своей «новизной» посредством духовных и психологических практик. И это вполне подтверждает факт дефицита новизны в нашей познавательной сфере, в наших: внимании, ощущении, восприятии, памяти, мышлении и воображении.

Учитесь с удовольствием от переживания новизны сами и в воспитательной среде передавайте по наследству «новизну» своим детям, ту новизну, которая хранится в изменении пространства, времени, вещей, природы и нас самих. Новизна – это движение, существующее во всем (и бесплатно). Новизна всегда существовала и существует своей большей частью за пределами рыночных отношений. Развитие интеллекта и способности к обучению начинается в семье с развития способности длительно переживать «новое» во всем.

Восстанавливайте свою семейную, домашнюю, повседневную культуру обращения с новизной. Помните, что всякий раз, обращая на объект внимание ребенка, вы передаете ему какую-то единицу этой новизны, как необходимую единичную матрицу его интеллекта, а для этого вы сами должны видеть новизну привычного объекта, переживать его ценность в пространстве и времени. Чем больше новизны, существующей как процесс, мы передадим своим детям, тем больше они будут способны видеть ее, чувствовать и нуждаться в ней. А это залог развития их внимания: непроизвольного, произвольного и послепроизвольного. И, конечно, это залог их «могу» в обучении.

Tags: внимание, воспитание, детство, интеллект, информация, культура, мотивация, новизна, образование, обучение, познавательные способности, развитие памяти, разум, ребенок, усидчивость на уроках
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments